ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ТАЙНЫ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Направленная визуализация «Путешествие на остров Тайны» включает в себя четыре части, или грани, каждая из которых раскрывает внутренний мир человека.

Первая грань — поиск растения силы, которое наполняет человека энергией и исполняет глубинные, неосуществлённые желания.
Вторая грань — встреча с животным силы, которое олицетворяет скрытые или недостающие качества, нужные для полной самореализации. Взаимодействие с этим животным помогает человеку стать целостным, уверенным в своих силах и свободным от внутренних ограничений.

Третья грань визуализации — это столп ослепительного света в центре главного зала таинственного замка. Свет символизирует чистую потенциальную энергию, из которой всё берёт своё начало. Когда человек вступает в этот свет, он соприкасается с состоянием, где нет ни форм, ни предметов, но есть бесконечные возможности для творения. Это изначальное состояние сознания, чистый источник бытия, который можно сравнить с энергией божественного творения. Свет не имеет формы, но в нём содержатся все потенциальные формы мира, и оттуда человек пробуждается к актам созидания, творит свою реальность. Метафора света в центре зала — это напоминание о том, что всё начинается с пустоты, которая на самом деле является источником всех форм, энергий и миров.

Следующая грань — это путешествие по шести мирам: миру ада, миру ненасытности, миру страстей, миру человеческой потенциальности, миру силы, миру бесконечных возможностей.
Если рассматривать эти миры как разные психические состояния и аспекты личности, то человек находится в раю в моменты внутренней гармонии, когда все вокруг кажется идеальным. Это те моменты, когда человек, в окружении счастливых лиц и волшебной атмосферы, ощущает прилив силы, словно пьёт нектар жизни, наслаждаясь каждым мгновением. Рай на земле можно испытать через множество эмоциональных переживаний: эстетический восторг, мистический экстаз, глубокое внутреннее счастье, трепет от осознания тайны природы, радость от творческого процесса, удивление от открытия нового или просто чистая радость бытия. Мать, которая услышала первый крик своего ребенка, или увидела его первые шаги, переживает такие моменты блаженства. Точно так же, когда человек заходит в дом, где всё убрано, на столе вкусная еда, и дети ведут себя идеально — это ощущение рая. Но этот рай легко разрушается. Стоит заметить мятую рубашку ребёнка, недостаточно толстую котлету или не то выражение на лице супруга — и гармония исчезает. Как только человек начинает рассуждать, критически оценивать происходящее, его личный «сад Эдема» рушится. А поскольку разум часто настроен критично, то рай становится тем местом, куда сложно попасть.

В мире силы, мире асуров, на первый взгляд есть всё: власть, богатство, слава и неограниченные возможности. Они купаются в изобилии и могут контролировать почти все аспекты своей жизни, но именно это «почти» становится источником их мучений. Силы и ресурсов у них предостаточно, и казалось бы, живи и наслаждайся, но асуров постоянно терзает чувство неудовлетворенности. Им кажется, что кто-то где-то более успешен, имеет что-то, чего у них нет. В этой гонке за совершенством они теряют покой, постоянно сравнивая себя с другими. Вроде бы у них есть всё, но человек асурического склада ума не может просто остановиться и насладиться тем, что у него уже есть. Он чувствует необходимость добавить к своему миллиону ещё хотя бы рубль, как будто это дополнение даст ему покой и удовлетворение.
Такое асурическое состояние знакомо многим людям: несмотря на видимую благодать и достижения, внутри остается ощущение пустоты или незавершённости. И при всей этой силе и жизненной энергии, всегда найдётся что-то, что мешает им быть по-настоящему довольными. Это состояние не позволяет им просто существовать в мире и наслаждаться жизнью — они вынуждены продолжать борьбу, даже когда на первый взгляд уже выиграли.

В мире потенциальности, в человеческом мире, перед нами раскрывается удивительное многообразие страстей, эмоций и переживаний. Здесь люди погружены в мечты и желания, стремятся к отношениям и строят планы. Люди зависят от мнений и действий других, легко вовлекаются в эмоциональные конфликты, цепляясь за обиды, ревность и недовольство. Нередко бессилие рождает в нас гнев, зависть к успеху других отравляет наше восприятие, а идеалы порой вызывают раздражение и отторжение, потому что кажутся недостижимыми. Мы не раз избегаем ответственности, позволяем себе оставаться посредственными и даже находим гордость в своей праздности, оправдывая лень.
Смысл жизни часто скрыт в тумане неопределённости, и хотя мы движемся, многие не понимают, к чему стремятся на самом деле и чего они действительно хотят. Страсть и неопределённость — постоянные спутники этого мира, где каждое действие окрашено противоречием, где мечты сталкиваются с реальностью, а глубокие внутренние стремления часто остаются нереализованными. Но именно в этом мире, полном путаницы, рождается потенциал для преобразований.

В мире страстей, мире животных, человек вовлечён в бесконечную борьбу за выживание. Он движим инстинктами и первобытными желаниями — жаждой еды, размножения, власти. В этом мире нет места отдыху или расслаблению, и человек никогда не чувствует себя в безопасности.

В мире ненасытных желаний, мире вечно голодных духов, человек находится в состоянии постоянной неудовлетворённости. Его желания безмерны, но способности ограничены. Это ощущение превращается в чёрную зависть к тем, кто способен на большее: к их силе, молодости, интеллекту, таланту, смелости жить по-своему и возможностям, которыми он сам не владеет. В этом мире жажда становится всепоглощающей, каждый день — это погоня за тем, что недоступно, и мучительное осознание своей неполноценности.

В аду, мире нараков, человек переживает все возможные формы страданий. Боль и отчаяние охватывают его полностью, и он погружается в мучения без надежды на избавление. Кажется, что несчастнее его нет никого, и страдания его безграничны, превращая жизнь в нескончаемую пытку.

Все грани этой визуализации образуют модель зрелости сознания, зрелости человеческой личности. Эта модель показывает, как человек выбирает и формирует свою судьбу. Когда вы стоите в центре столба чистого сознания, становится ясно, что все, что происходит в вашей жизни — результат вашего выбора. Вы сами создаете свой мир, формируете его и воплощаете. Вы являетесь архитектором своего рая и ада, вы наполняете жизнь человеческими заботами, и это вы погружаетесь в животные страсти. Никто не заставляет вас делать это — только вы несете ответственность за происходящее. Двери открываете вы сами, и сами решаете, в какой энергии существовать.
Оказавшись в центре зала, вы понимаете, что ваше сознание — это чистая потенциальность, а ваша воля — это сила, которая открывает те самые двери. И никто, кроме вас, не сделает этого. Только вы обладаете ключом, и осознание этого даёт возможность взять свою жизнь в свои руки.

Человеку в течение жизни всегда доступны врата в высший мир, врата в рай. В человеческом мире заложена надежда и возможность восхождения, недаром буддисты утверждают, что только став человеком можно достичь освобождения. В этом ключе человек уникален среди всех существ. Основная проблема асуров — это ограниченность их сознания, которое не способно охватить и управлять той огромной силой, которой они обладают. Существа из животного мира не стремятся в рай — их полностью поглощают инстинкты и страсти. Голодные духи ищут не рай, а лишь возможность насытиться обрывками человеческих чувств и переживаний. Адские существа погружены в такую бездну страданий, что им помочь невозможно. Человек же — это единственное существо, перед которым всегда открыты врата рая. Человеческая природа — это возможность стать Богом. Но как же достичь этого?

Чтобы войти в рай, человеку необходимо пребывать в состоянии чистого сознания, где всё воспринимается как завершённое и целостное, без критики и сравнений. Как только человек начинает видеть несовершенства в себе, окружающих или мире, возникают внутренние или экзистенциальные проблемы. Как только человек говорит: «слишком холодно» или «слишком жарко» — он покидает рай. Если он оценивает другого человека, считая его недостаточно умным или недостаточно хорошим — сразу оказывается за пределами рая. Если он беспокоится, что у соседа машина лучше, — он уже вне рая. Но когда человек ощущает полную самодостаточность и воспринимает мир как гармоничный и удовлетворительный, это и есть состояние рая.

В завершение стоит отметить, что все описанные выше миры — это чисто архетипические символы, которые существуют только в нашем сознании. Никто никогда не был в этих мирах на самом деле, это лишь конструкции ума, но очень значимые и влиятельные. Ни адские существа, ни голодные духи, ни боги не существуют в буквальном смысле, но их образы — это живые метафоры, которые отражают наши внутренние состояния. Ад, рай, мир животных или полубогов — всё это находится внутри нас, и эти символы составляют фундаментальные конструкции нашей личности. У каждого человека свои уникальные внутренние архетипы, и чаще всего мы стремимся к тому, что сами же и придумали, и одновременно боимся того, что создали в собственном сознании.
Человек по своей природе — существо символическое. Мы создаём миры, наделяем их символическим значением и придаёт этому эмоциональную окраску. Важно понимать, что человек никогда не жил, не живёт и не будет жить в объективной реальности. Вся его жизнь проходит в мире символов и смыслов, которые он сам выстраивает. Эти символы создают порядок, хотя они и условны, но их значимость для восприятия и осмысления жизни человека огромна. Без таких ориентиров, как «верх» и «низ», добро и зло, человеческое сознание пребывало бы хаосе. Именно благодаря символической структуре жизнь человека приобретает большую глубину, разнообразие и наполняется смыслом.

Из книги «Направленные визуализации: теория и метод», Козлов В.В, Донченко И.А. Оригинальный текст был отредактирован, но основной смысл остался неизменным.
Close
Есть вопросы?
Мы рады на них ответить
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.