ЙОГА НИДРА:
ФИЛОСОФСКАЯ И ДУХОВНАЯ ОСНОВА

Практика глубокого расслабления «Визуализация цветов лотоса» включает пять граней, каждая из которых отражает богатство наследия индийской философии. Давайте детально рассмотрим каждую грань, погружаясь в их духовное и философское значение.
Шавасана (поза трупа)
1/5
Одно из самых ранних упоминаний шавасаны встречается в тексте «Йога Шастры» Даттатрейи, который датируется приблизительно XIII веком. В этом трактате шавасана рассматривается как основа для ряда медитативных практик Лайя-йоги. Слово «лайя» в переводе с санскрита означает «растворение»: растворение низшего сознания в высшем. Такое состояние достигается через санкеты — специальные условия и техники для глубокого сосредоточения ума.
В тексте приводится описание одной из таких техник:

«Сосредотачивать глаза и ум на большом пальце левой или правой ступни, лёжа на земле лицом вверх в позе трупа — это также хорошая санкета. Если йог практикует её в одиноком месте, держа своё тело в ненапряжённом положении, он обретет сиддхи». <22>

Таким образом, если посмотреть на шавасану через призму исторического контекста, она предстает не просто как поза для физического отдыха, а как инструмент для достижения глубокого медитативного состояния и самоисследования.

Санкальпа (намерение)
2/5
Слово «санкальпа» переводится как «воля», «намерение», «решимость» или «желание». В глагольной форме оно означает «составлять», «возникать» или «исполнять».

В традиционном понимании санкальпа представляет собой активность разума, направленную из глубинного уровня сознания. В более широком смысле санкальпа — это процесс воплощения мысли в реальность через фокус разума.

В «Чхандогья Упанишада» сказано:
Поистине воля [санкальпа] — больше, чем разум. Поистине, когда [человек] желает, то он разумеет, то он произносит речь, он произносит ее в имени. В имени становятся едиными священные тексты, в священных текстах — деяния. <VII.4.1>

В этих строках говорится, что воля — это отправная точка для любого ментального или физического действия. Прежде чем понять что-либо или выразить мысль, необходимо внутреннее намерение. Без этого импульса разум остаётся пассивным и неподвижным. Намерение запускает осознание, осознание находит выражение в слове, а слово становится инструментом, который передаёт и направляет волю. В конечном итоге, через слово намерение переходит в действие, становясь реальностью.

Без ясного намерения невозможно ни истинное понимание, ни целенаправленное движение вперёд.

Ньяса (вращение сознания)
3/5
В йога-нидре внимание последовательно перемещается на разные части тела в определённом порядке. В своей книге о йога-нидре Свами Сатьянанда говорит, что источником вдохновения для этого этапа стала практика ньясы.

Слово «ньяса» переводится как «прикосновение» и используется для обозначения разнообразных ритуальных практик в рамках тантрический традиции.
Некоторые ритуалы были направлены на превращение тела в храм или священное пространство, готовое принять Высшую Божественную Силу в образе избранного божества. В практике «вливания жизни» — джива-ньяса — йогины наполняют своё тело энергией и жизненной силой избранного бога или богини. Это происходит через осознанное дыхание и прикосновения к определённым частям тела с произнесением специальной молитвы, символически «оживляющее» их присутствием божества.

Существует и другая практика — матрика-ньяса, где в теле йогина мысленно размещаются пятьдесят звуков санскритского алфавита. Эти звуки считаются исходящими из первозданного звука Абсолюта. Части тела божества визуализируются как состоящие из букв алфавита, и эти символы «оживают» в теле практикующего. В процессе практики практик настраивается на тонкую энергию и отождествляет себя с божеством, стремясь перенять его качества и свойства.

В пятой главе «Маханирвана-тантры» говорится:
Пусть садхака [практик] положит руку на сердце и с мантрой Аим, хрим, крим, хамса, со’хам призовёт в своё сердце жизнь Дэви. О Амбика! После такого очищения элементов ученику следует, хорошо контролируя ум и сосредоточившись на природе Дэви, делать матрика-ньясу. <…> Следует отдельно произносить каждую букву, перенося её на ту или иную часть тела. <5.105-108>

В этой главе Шри Садашива — воплощение Высшего Сознания, изначальный Учитель и олицетворение божественной мужской энергии — рассказывает своей супруге, богине Парвати, о тонкостях сакральной практики, которая позволяет освободиться от всех страданий и достичь освобождения.

Таким образом, если смотреть на практику мысленного сосредоточения на разных частях тела через призму философии тантры, то это не просто техника расслабления, а «величайшее сокровище для современного человека, который испорчен дурным влиянием кали-юги [эпохи тьмы и упадка], мало живет и неспособен на дела, требующих больших усилий».

Мантра «ХамСа» (осознанное дыхание)
4/5
Слово «хамса» — буквально: «лебедь» — означает и процесс дыхания и «проявление трансцендентальной Жизни», то есть проявление вечной души. Лебедь-душа свободно парит в бесконечности, но, попадая в сети иллюзии (майи), забывает о своём бессмертии. На время этой забывчивости душа оказывается привязанной к телу «верёвкой», сплетённой из свойств материального мира (гун). Пока душа находится в теле, она постоянно движется вверх и вниз под действием дыхания — вдоха (праны) и выдоха (апаны). 

В «Горакша-шатака» сказано (1.42):
Со звуком «ха» джива [душа] выходит, со звуком «са» она входит обратно в тело. Джива постоянно повторяет мантру — хамса, хамса <…>.

Йогины древности вычислили, что за день человек вдыхает и выдыхает примерно 21 600 раз, и каждый вдох и выдох — это непрерывная мантра «хамса». Когда человек осознанно сосредотачивается на этом процессе, мантра «хамса» превращается в «со'хам», что означает «Я есть Он» — осознание единства с Высшим.
Так, даже наше дыхание постоянно напоминает о глубинной истине нашего существования. 

В «Хамса-упанишаде» тем, кто не может напрямую созерцать своё истинное «Я», советуют наблюдать за дыханием и слушать его естественный ритм как внутреннюю молитву. Эта практика поможет «избавиться от всяких грехов» и достичь освобождения.

Чакры (визуализация семи лотосов)
5/5
Термин «чакра» переводится с санскрита как «колесо». Это понятие описывает структуры тонкого тела человека, которые расположены вдоль позвоночного столба. Они представляют собой своего рода энергетические центры, где накапливается, преобразуется и распределяется жизненная энергия. В момент активации чакра воспринимается как вращающееся колесо с сияющими спицами, отсюда и название.

Чакры существуют не в буквальном физическом смысле, а как результат глубокого сосредоточения и внутренней работы. Йогин создает образ чакры в своём воображении, наделяя её конкретными характеристиками: цветом, количеством лепестков, формой, символами и даже ощущениями. Чтобы чакра «ожила» в сознании, необходимо представить одновременно все её элементы, обычно их насчитывают 18. Только после этого чакра активируется и становится реальным переживанием для практика. Это невероятная работа ума, которая может привести к полному осознанию своей природы и внутренней свободе.

Close
Есть вопросы?
Мы рады на них ответить
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.